Заблудились в проводах / spbvedomosti.ru

Все лестницы нашего дома просто-таки обмотаны проводами. А что творится в щитках! Что с чем соединяется? Откуда выходит и куда уходит? Кто за всем этим следит? Понять невозможно. На днях на лестничной площадке поймали молодого человека, который протягивал очередной провод. Потребовали у него отчета, что это он делает и кто разрешил. Он ответил, что у него заказ на подключение одной из квартир к Интернету и что каждый человек может выбрать того провайдера, который ему больше понравится. И главное, он сказал, что мы не можем нарушать права личности на информацию. Мы не собираемся нарушать ничьих прав. Но ведь должны же быть какие-то правила и условия, на которых та или иная личность будет вешать на общую стенку свои провода?
Николай КИРИЛЛОВ, житель дома 14 по Будапештской улице

Есть и прямо противоположные обращения: мол, я хотел провести Интернет, но налетел домоуправ и выгнал представителя провайдера. Отсюда вопрос: мол, имел ли домоуправ право нарушать мои права?

В таких ситуациях происходит столкновение интересов очень многих обладателей прав. Гражданин, естественно, имеет право получить услугу интернет-связи от любого выбранного им провайдера. Провайдер имеет право заключить договор и оказать эту услугу. Собственники в доме однозначно имеют право знать, кто и на каком основании пользуется их общей собственностью. А многие убеждены, что никто не может отказать им в праве взимать с провайдеров плату за пользование общим имуществом, а также за потребленную общую электроэнергию - пусть даже это крохи.

Есть права у жилищно-коммунальной конторы, которая отвечает за состояние щитков на лестничных клетках и за «букеты» проводов. А с недавних пор о своих правах громко заявили также «Ленэнерго» и Петербургская сбытовая компания (ПСК).

- Необходимо, чтобы провайдеры, как и все прочие потребители электроэнергии, делали свое дело легально - через договор энергоснабжения, - пояснили в ПСК. - Для этого нужно подать пакет документов в АО «ПСК», в составе которого должен быть акт об осуществлении технологического присоединения, выдаваемый «Ленэнерго». Сейчас разработан ускоренный способ заключения договора в рамках так называемого единого окна, когда за раз можно заключить сразу два договора - и с «Ленэнерго», и с нами.

С недавних пор обе «электрические» фирмы (электросетевая компания и гарантирующий поставщик) налаживают работу по выявлению бездоговорного потребления электроэнергии. Для решения этой задачи нанята специализированная компания - ООО «ПетроЭнергоКонтроль»: ездит по домам, проверяет всяческие сомнительные провода и подключения, разыскивает, кому они принадлежат и сколько потребляют энергии...

Наибольшим вниманием контролеров пользуются прежде всего разнообразные магазины, киоски, кафешки, которые втихаря подключились к чьим-либо сетям и «кушают» энергию за чужой счет. За один лишь сентябрь обнаружили 650 несанкционированных подключений. До такой мелочи, как интернетная «малоточка», руки часто не доходят. Разве что кто-то отдельно пожалуется. Так что руководство ПСК, комментируя письмо читателя из Купчина, призвало тех, кому надоели сгустки проводов, вызывать специалистов по электронной почте office@pec.org.ru.

Здесь может родиться закономерный вопрос: а какое отношение к внутренним подключениям в доме имеет «Ленэнерго» или ПСК? Их ли это дело - влезать в имущество, именуемое общедомовым, и в расход энергии, который касается лишь собственников конкретного парадного?

- Электроэнергия - это сложный товар, - пояснил специалист «ПетроЭнергоКонтроля». - В его купле-продаже участвуют не только продавец и покупатель, но и организация-контролер. В ее функции, оговоренные в законодательстве, входит следить, чтобы на сетях не появлялось бы слишком много «покупателей». Ведь на любой объект (к примеру, жилой дом) отпущено столько энергии, сколько отпущено. Неконтролируемое увеличение числа потребителей ведет к снижению уровня надежности электроснабжения. В то время как заключение договора означает, что гарантирующий поставщик и сетевая компания готовы обеспечить энергопотребление.

Кроме договора с энергетиками законопослушный провайдер, который хочет работать в доме, должен также заручиться согласием собственников жилья. Таково заключение Санкт-Петербургского УФАС.

В 2016 году, как рассказали в антимонопольном ведомстве, УФАС получило около полусотни жалоб на то, что провайдеров не пускают в дом. Причем почти все жалобы были от граждан, которые не смогли заключить договор с выбранным ими оператором из-за позиции соседей или управляющей компании. Разобрав (или не разобрав?) все эти жалобы, УФАС и пришло к выводу, что собственники сами должны решать, кого пускать в дом, а кого нет - на общем собрании. В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса РФ.

УФАС в своем официальном сообщении не называет конкретные пункты 44-й статьи. Рискнем предположить, что речь идет о пункте 3 - про условия использования общего имущества. Решение по этому пункту (по статье 46 Жилищного кодекса) принимается большинством не менее двух третей собственников.

Упссс! Приехали! Право гражданина на связь и информацию зависит от двух третей его соседей, от их настроения и способности собраться, проголосовать да потом еще оформить все это протоколом. Таков закон!

Неизвестно, что в первую очередь должен сделать провайдер, желающий работать в соответствии с ним: договориться с собственниками (читай, с общим собранием) или с энергетиками? Понятно, что большинство пока предпочитает вообще ни с кем не договариваться, потому что любой договор упирается в лишние расходы (следовательно, в рост цен на интернет-услуги) и лишние проволочки (а Интернет, как правило, нужен клиенту уже через пару часов после заказа). Самые законопослушные не идут дальше общения с управляющей компанией или ТСЖ. Впрочем, и это становится все более накладным.

В минувшем сентябре одна из судебных тяжб провайдера с ТСЖ дошла аж до Верховного суда. История такова: с 2008 года между товариществом и фирмой, оказывающей услуги связи, существовал договор, по которому собственники разрешали фирме, оказывающей их дому услуги связи, безвозмездно пользоваться общим имуществом дома (стенами и потолками) для монтажа магистральных и распределительных сетей.

Потом за размещение оборудования стали брать небольшую плату - по 250 рублей за каждое «место» оборудования. А в 2016 году ТСЖ общим собранием решило перезаключить договор, существенно увеличив плату за аренду стен и потолка. Или пусть убирают свое оборудование.

И оператор связи совместно с антимонопольным ведомством пошел в суд. Главным доводом было: ТСЖ пытается диктовать свою волю, пользуясь своим монопольным положением «на рынке» (читай, в своем доме).

Дело слушалось долго. Все судебные инстанции поддерживали позицию фирмы. Но вот 11 сентября ВС РФ вынес определение (305-АД17-6347), поддержав позицию ТСЖ. Цитата из определения суда: «...для оказания услуг связи гражданам, проживающим в многоквартирных домах, оператор связи обязан руководствоваться также нормами статьи 6 федерального закона РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», в соответствии с которыми организации связи вправе осуществлять строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи при наличии соответствующего договора с собственником или иным владельцем зданий. При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами».

Резюмируя, можно сказать, что нынешнее законодательство предусматривает огромное количество возможностей для граждан, не желающих терпеть паутину проводов в своих домах. Однако провода все равно опутывают все-все. Вывод: законодательство и граждане существуют в разных плоскостях.