Течь в проекте Зингаревичей /Информационное агенство "Росбалт"/

Подвалы исторического здания на Марсовом поле, 1 — федерального памятника архитектуры, скандально переданного городскими властями структурам братьев Михаила и Бориса Зингаревичей, уже шесть дней как заполнены водой. Судя по всему, с вводом в эксплуатацию Комплекса защитных сооружений от наводнений, проблема затопления подвалов домов в исторической части Петербурга никуда не исчезла. Просто место стихии заняли нерадивые инвесторы.

Известно, что прикупившие исторической недвижимости на туманном Альбионе русские богачи жалуются на то, что местное законодательство не позволяет им в замках даже заменять защелки на окнах, т. к. абсолютно все должно соответствовать духу старой доброй Англии. Более того, всем "простым смертным", кто желает посмотреть на то, в какой именно обстановке проживал условный сэр, не может быть отказано. В родном отечестве все складывается с точностью до наоборот. Например, инвесторы, решившие сделать из памятника архитектуры фешенебельную гостиницу, не только не могут избежать в здании чрезвычайных ситуаций, но даже не позволяют войти на объект представителям служб, который прибыли ликвидировать последствия аварии.

Первыми о потопе в здании на Марсовом поле, 1 "Росбалту" сообщили жители соседних домов. По их словам, коммунальная авария произошла еще 6 марта, когда прорвало трубу с холодной водой. В результате катастрофы уровень воды в подвале достиг полутора метров. "Если ничего не предпринять, то пострадает фундамент, и само историческое здание может разрушиться", — заявила петербурженка Ольга.

В пресс-службе Центрального района "Росбалту" рассказали, что сотрудникам аварийных служб даже не удалось попасть внутрь здания. "Аварийка выехала на место, однако внутрь здания охранники мастеров не пустили. Для избежания дальнейших проблем холодную воду пришлось перекрыть", — рассказали в пресс-службе. Там же подчеркнули, что это здание не относится к жилому фонду, а принадлежит юридическому лицу, поэтому администрация не вправе решать возникшую проблему. За то, что произошло в здании, несет ответственность собственник — даже если это здание историческое, построенное в XIX веке. Собственником здания является ООО "Лотос отели", которое связывают с "Плаза Лотос групп" Бориса Зингаревича.

В компании "Плаза Лотос групп", входящую в группу Z1, основанную Борисом Зингаревичем и реализующую инвестиционный гостиничный проект по адресу Марсово поле, дом 1, литера А "Росбалту" подтвердили факт коммунальной аварии. Однако представители инвестора утверждают, что оперативно на нее отреагировали, в отличие от городских служб.

По словам главного энергетика здания Владимира Харламова, авария произошла еще 6 марта — разморозило одну из труб, о чем и было тут же сообщено в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга". Однако городская служба не смогла приехать на место катастрофы оперативно, ссылаясь на дефицит бригад. Специалисты "Водоканала" прибыли только в 5:45 утра 7 марта. Службы выкачивали воду из подвала, но не ликвидировали саму протечку, т. е. вода продолжала вновь затапливать здание, и по прошествии некоторого времени подвалы вновь были заполнены. Сейчас, по его словам, вновь приехавшие рабочие не только выкачивают воду, но и латают трубу, устраняя последствия аварии.

Пока чиновники и бизнесмены делят сферы влияния, выясняя, чьей же вотчиной является памятник и кто теперь крайний, архитектурное сообщество Санкт-Петербурга всерьез говорит о возможной потере уникального здания в ансамбле у Марсова поля.

"Понятно, что долгое нахождение такого количества воды в подвалах разрушительно действует на памятник. Нужно учесть, что сейчас еще возможны серьезные заморозки, а согласно законам физики вода при замерзании расширяется и самым разрушительным образом воздействует на кладку здания. Это серьезная угроза для шедевра русского классицизма. Надо принять все меры, чтобы разобраться с последствиями этой аварии. Надеюсь, что правительство города отнесется к этому со всей серьезностью, поскольку речь идет об одном из лучших памятников петербургской архитектуры", — сообщил член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга Александр Марголис.

С ним согласен и заместитель председателя ВООПИиК Александр Кононов. "Случившееся, конечно, совсем не здорово для памятника. Последствия могут быть негативные. Это не хорошо для состояния несущих конструкций, фундамента и нижнего уровня стен", — отметил он.

В сторону девелоперских проектов Зингаревичей потянуло после того, как в 2006 году братья продали половину своего холдинга "Илим Палп" зарубежной целлюлозно-бумажной корпорации International Paper. Тогда же и появились первые новости о том, что они хотят реализовать в городе на Неве масштабный проект, связанный с гостиничным бизнесом.

Историческое здание бывших казарм лейб-гвардии Павловского полка, расположенное по адресу Марсово поле, дом 1, было получено структурами, близкими к Зингаревичам, в мае 2010 года. Кроме объекта на Марсовом поле, в котором с 1929 года располагались подразделения "Ленэнерго", братьям досталось еще два памятника — здание бывшего Придворного конюшенного ведомства на Конюшенной площади, дом 1а, а также здание авиакасс Центрального агентства воздушных сообщений на Невском проспекте, 7-9. После реконструкции в каждом из зданий планировалось разместить фешенебельные гостиницы.

Однако новоявленные обладатели престижных объектов в "золотом треугольнике" вынуждены были столкнуться с препонами со стороны антимонопольной службы. Ведомство обвинило администрацию города в том, что здания были переданы в нарушение закона о конкуренции. В частности, не была проведена процедура торгов. Решения о передаче объектов принимались на закрытом заседании правительства города.

В начале марта судом была подтверждена законность передачи под отель только одного здания — того, что расположено на Конюшенной площади. Сегодня же стало известно, что Арбитражный суд Северо-Западного округа вынес окончательное решение, подтверждающее законность предоставления на инвестиционных условиях права доступа и к зданию на Марсовом поле в целях приспособления для современного использования без изменения предмета охраны.

То, как инвестор ведет себя с этим домом, заставляет волноваться за другой амбициозный городской проект, планы по которому вынашивают братья, — создание торгового комплекса под площадью Восстания. Если все пойдет так же, как и в случае с бывшим зданием "Ленэнерго", можно предположить, что прямо перед Московским вокзалом в Санкт-Петербурге появится большой бассейн.